Вы говорите, просите, просите, а ребёнок вас не слышит, и всё как об стенку горох.
Знакомо?
⠀
У маленького человека просто не возникает желания сотрудничать с вами! А зачем это нужно?
Начнём с того, что до подросткового периода наша задача как родителей – наладить такие коммуникации с ребёнком, чтобы между нами было добровольное сотрудничество. Позже это будет в разы сложнее, а в худшем случае невозможно. Позитивное воспитание подразумевает развитие сильной личности с сохранением добрых, крепких отношений с семьёй на всю жизнь. Для этого прежде всего надо добиться осознанности в речи родителей!
Сохраняем себе в закладки и тренируемся.
⠀
1. Отменяем приказы. «Не беги! Убери игрушки! Иди спать!» Приказывая детям, мы не учим их сотрудничеству. Ведь на приказ ничего нельзя ответить, ничего! Даже объяснить причины. Приказ есть приказ.
Меняем на:
просьбы «Пожалуйста, не торопись здесь. Пожалуйста, готовься ко сну, время спать». «Почисть, пожалуйста, зубы»
2. Исключаем просьбы с формулировками типа: «Не мог ли ты принести мне ..?» «Ты можешь помочь мне …?»
Этими вопросами мы ставим под сомнение способности человека. Этот вопрос уместен тогда, когда вы действительно спрашиваете в состоянии ли он сделать это. Если ребёнок (или другой человек) болен, например.
«Ты можешь отнести сумки?» - если вдуматься, звучит с долей презрения к возможностям человека. Позитивное воспитание с такими фразами сводится на нет.
Меняем на:
Прямые просьбы «Пожалуйста, помоги мне донести сумку» «Мне нужна помощь в сматывании ниток». Мужчинам, кстати, тоже лучше говорить прямо о своих желаниях и просьбах. И этому нужно учить девочек с детства!
⠀
3. Отменяем риторические вопросы. Даже взрослые не находят на них ответа, что уж тут говорить о детях.
Почему у тебя в комнате такой беспорядок?
Когда же ты за ум возьмёшься?
Сколько же это будет продолжаться?
Психика детей защищает их от негатива, который скрыт в послании, и они перестают слышать родителей. Продолжая задавать риторические вопросы, мы снижаем шансы на сотрудничество с ребёнком и установление позитивных и продуктивных отношений.
Избегаем таких фраз: | Меняем на: |
---|---|
Дети, вы очень шумите! | Дети, пожалуйста, ведите себя потише. |
У тебя развязались шнурки. | Завяжи, пожалуйста свои шнурки. |
Ты опять меня перебиваешь. | Не перебивай меня, пожалуйста. |
У меня нет сил опять это всё убирать! | Помоги мне с уборкой, пожалуйста. |
Сколько можно возиться! | Собирайся быстрее, пожалуйста. |
Почему у тебя такие оценки? | Мне хочется, чтобы ты учился лучше. |
Иди обедать! | Давай кушать! Идите, пожалуйста, к столу. |